Справочник 2023 «Образование для инвалидов и лиц с ОВЗ в Самарской области» (Презентация в файле архива)
Сведения о наличии специально оборудованных учебных кабинетах, объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Сведения о специальных условиях охраны здоровья
— оказание первичной медицинской помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
— определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
— пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
— организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
— прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров;
— профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
— обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
— профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
— проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
С целью повышения открытости и доступности информации о государственных (муниципальных) учреждениях, а также об их деятельности, создан официальный сайт для размещения информации: https://www.кинельшкола9.рф
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям предоставляется всем обучающимся, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная база организации оснащена: электронной почтой, выходом в Интернет.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Официальный сайт ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля имеет альтернативную версию для слабовидящих.
Для обучающихся среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организован доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в течение всего учебного времени в учебных кабинетах.
Специальные условия с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют.
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Во время проведения занятий применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с нарушениями зрения и слуха.
В ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля имеются в наличии учебно-методические материалы в электронном формате, доступ к которым и просмотр которых возможен с помощью любого цифрового устройства (ПК, планшет, смартфон и др.), подключенного к сети Интернет. Информация размещена в электронно-методических кабинетах по направлениям деятельности.
При необходимости проводится разработка учебно-методических материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся.
Центр инклюзивного и дистанционного образования (СИПКРО)
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
- Сайт для инвалидов и тех, кто рядом с ними
Здоровье, лечение, туризм для инвалидов. Люди и судьбы – статьи об инвалидах, чья сила воли вдохновляет здоровых людей. Болезнь, Вера, Духовность –взгляд на проблему с религиозной точки зрения. Права, льготы, законы. Позитивный раздел – видео-истории сильных духом, позитивные видеоролики, музыка для души, авторские слайды, притчи, афоризмы, истории, цитаты.
- Информационный портал для инвалидов
На сайте представлены рубрики, которые помогут инвалидам адаптироваться в социальной сфере. Фактор жизни — информационный телевизионный журнал, посвященный проблемам людей с ограниченными возможностями.
Авторская программа депутата Государственной Думы Владимира Крупенникова – «Стратегия жизни». «Восхождение» — это цикл из ряда документальных фильмов, созданный РООИ «Стратегия». Герои этих фильмов — люди с инвалидностью. Общение; Знакомства; Работа; Дискуссионный клуб; Законы и др.
- Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья
Публикуются главные новости и ключевые темы здравоохранения в России. Представлена информация о социальных выплатах и льготах, пенсиях и пособиях. Освещается общественная жизнь и социальная политика в России. Спецпроекты: Трудоустройство. Уникальный центр для соискателей с инвалидностью и работодателей. Бесплатные знакомства, форум, бюро справедливости (реальная помощь в затруднительных ситуациях).
- Ты можешь всё!: российский интернет-портал для инвалидов
http://www.disability.ru/news/
На сайте накоплена большая база знаний в форуме. Огромное число счастливых браков заключено по объявлениям в службе знакомств, многие нашли работу с помощью биржи труда на портале, воспользовались популярным разделом товары-услуги или с интересом ведут общение и делятся своим настроением в дневниках.
- Сообщество людей с ограниченными возможностями
Сайт открыт не только для людей с ДЦП, но и для всех, кто знает про инвалидность не понаслышке. Он задуман, чтобы увеличивать круг общения, находить новых друзей, открывать новые увлечения, решать сложные жизненные задачи и помогать другим. Это возможность избавиться от одиночества, измениться и жить интересной, наполненной и плодотворной жизнью, принося любовь и радость своим близким.
Сведения о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные технические и программные средства обучения коллективного и индивидуального пользования для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ (программы невизуального доступа к информации, программы синтезаторов речи, альтернативные устройства ввода информации – клавиатуры со шрифтом Брайля, устройства воспроизведения информации и др.) отсутствуют.
Сведения о специальных условиях питания
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не предусмотрено
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитиями, интернатом и другими жилыми помещениями ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля не располагает, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитиями, интернатом и другими жилыми помещениями ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля не располагает, в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Средства обучения и воспитания, в т.ч. приспособленные для инвалидов и лиц с ОВЗ
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Для детей с ОВЗ и инвалидов в школе создаются специальные условия обучения с привлечением смежных специалистов.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Типология средств обучения:
1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари)
2. Электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
3. Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.)
7. Спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.)
В школе имеются следующие технические средства обучения, достаточные для организации образовательного процесса в соответствии с обязательными требованиями:
интерактивная доска — 4
- мультимедийные проекторы — 15
- ноутбуки — 72
- экран -15
- принтер — 10
- 3D принтер — 1
- музыкальная техника: магнитофон -1, микшер-1, акустические колонки
- конструктор «LEGO EDUCATION» — 3 шт.
Словесные
- учебники;
- художественная литература;
- словари;
- другая необходимая литература
Средства воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания мы рассматриваем объекты материальной и духовной культуры, которые используем для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:
1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;
2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;
3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться;
в) классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе. Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
а) выясняют условия совместного выполнения задания;
б) организуют его взаимное обсуждение;
в) фиксируют ход совместной работы;
г) обсуждают полученные результаты;
д) оценивают успехи каждого;
е) утверждают самооценки членов группы;
ж) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
з) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
3.Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через:
— дежурство по классу, школе;
— летняя трудовая практика.
4. Игра как средство воспитания. Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр
- организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые.
5. Для беспрепятственного доступа в здание ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля инвалидов и лиц с ОВЗ, крыльцо оборудовано пандусом.
6. В ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля имеется столовая на 100 посадочных мест. Обучающиеся с ОВЗ (инклюзив) обеспечены двухразовым питанием или выдачей пайков (на случай дистанционного обучения). Денежную компенсацию получают обучающиеся, находящиеся на надомном обучении.
7. Информация об объектах спорта:
Для занятий спортивной деятельностью на территории школы имеется спортивный городок, футбольное поле.
В спортивном зале ГБОУ СОШ № 9 г. Кинеля обучающиеся с ОВЗ занимаются со спортивным инвентарем:
— мячи для различных видов спорта:
— для занятий гимнастикой: гимнастические палки, маты, гимнастические скамейки, шведская стенка, обручи, скакалки.
Для интеллектуального развития – шашки и шахматы.
Сведения о библиотеках:
8. Школьная библиотека имеет выход в сеть Интернет. Имеются учебники для обучающихся с ОВЗ.
9. Для доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям используется кабинет информатики.
10. Коррекционную работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидами проводят логопед и психолог.
Реализация адаптированных образовательных программ
Инвалиды и лица с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Для обучающихся с ОВЗ существует возможность использования адаптированных образовательных программ для обучения, консультаций и занятий с психологом.
Дистанционное обучение детей-инвалидов
Паспорт доступности объекта социальной инфракструктуры